Классика в театре
Классики — это авторы, которых можно ставить, не читая.
Часто Чехова ставят, будто он помер и можно делать с его пьесой все, что захочешь.
Трагедии Шекспира надо не на сцене ставить, а слушать. Недостаточно видеть «Ричарда III», его надо уметь насвистывать.
Иногда говорят, что актеры нам показывают своих Гамлетов вместо шекспировского. А на самом деле нет никакого шекспировского Гамлета. Если в Гамлете есть определенность как в творении искусства, в нем также есть и невнятица, как в любом явлении жизни. Гамлетов столько же, сколько видов меланхолии.
Смотреть его игру — все равно что читать Шекспира при вспышках молнии.
Играя Шекспира, идите за текстом, или от текста, или по тексту, но ничего — сверх текста. Для этого просто нет времени. Нельзя же ввести в бетховенскую симфонию паузу на пять тактов, чтобы успеть обглодать куриное крылышко; точно так же нельзя останавливать оркестр Шекспира для каких-то мизансцен. Чтобы в шекспировском спектакле наступила такая противоестественная вещь, как тишина, нужна, по меньшей мере, траурная процессия или смертельный поединок.
Я не желаю смотреть несокращенную версию чего бы то ни было.
Авторы сценических переделок должны быть смелее. Пусть берут чужие идеи и пишут собственные пьесы.